Выступление на районном семинаре учителей физики
Современные образовательные
технология как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
В современных условиях модернизации
российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и
учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование
“компетентностей”.
Система
формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель
формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в
формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в
социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает
навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному
целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности;
способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом,
происходит переориентация на гуманистический подход в обучении.
Основные цели современных
образовательных технологий заключаются в следующем:
·
предоставление
фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно
работать, учиться и переучиваться;
·
формирование
у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и
аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности
к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и
карьерного роста учащихся.
Для реализации познавательной и
творческой активности школьника в учебном процессе используются современные
образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,
более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной
деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение
домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии
|
Достигаемые результаты
|
Проблемное обучение
|
Создание в учебной
деятельности проблемных ситуаций и организация активной
самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате
чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками,
развиваются мыслительные способности.
|
Разноуровневое обучение
|
У учителя появляется возможность
помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных
учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
|
Проектные методы обучения
|
Работа по данной методике дает
возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более
осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
|
Исследовательские методы в
обучении
|
Дает возможность учащимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и
предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это
важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
|
Лекционно-семинарско-зачетная
система
|
Данная система используется в
основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению
в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить
его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке
учащихся.
|
Технология использования в
обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
|
Расширение кругозора, развитие
познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и
навыков.
|
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа)
|
Сотрудничество трактуется как идея
совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального
подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к
предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,
применять психолого-педагогические диагностики личности.
|
Информационно-коммуникационные
технологии
|
Изменение и неограниченное
обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов,
доступ в ИНТЕРНЕТ.
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Использование данных технологий
позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий,
чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи
сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных
работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в
обучении.
|
Систему инновационной оценки
«портфолио»
|
Формирование персонифицированного
учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального
самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
|
Использование
широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому
коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких
результатов обученности учащихся.
Технология
проблемного обучения, используемая физики, позволяет применять различные
формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще
всего я сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Применение
общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения позволяет использовать
множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок,
семинар, лекции, практические и лабораторные работы, кружковые, факультативные
занятия, консультации, зачеты, экзамены.
Особенно активным методом работы на
уроке являются деловая игра, защита творческих проектов, использование
нестандартных уроков, например, урок-путешествие.
На таких уроках создаются проблемные
ситуации, где учащиеся самостоятельно находят решение. Такие ситуации
способствуют подготовке учащихся к активной деятельности на производстве,
развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных
положений. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются
новыми фактами.
На таких уроках учащиеся учатся
упорядочивать свои знания, организовывать свои собственные приемы изучения
данного материала, определять, вычислять проблемы и решать их,
самостоятельно занимаются своим обучением. Благодаря целенаправленному
применению проблемного обучения, дети учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную
информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами,
картами, схемами, графиками. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых
и настоящих событий, противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и
отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, оценивать социальные
привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой, - таким
образом формируются ключевые компетенции обучающихся.
При этом главной проблемой учителя
является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций
учащихся как условия, обеспечивающего качественное усвоение программы».
Практика работы показывает, что
наиболее эффективной формой проблемного обучения является вовлечении учащихся в
проектную деятельность. Так на уроке физики, изучая тему
«Молекулярно-кинетическая теория», я использую форму защиты проекта.
Цели урока: - дать определение
основным понятиям;
-
познакомить с биографией ученых и научными открытиями;
-
познакомить с математическими формулировками;
- научить
применять полученные знания при решении задач, составлять собственные задачи
исходя из жизненных ситуаций, доказывать и отстаивать свое мнение;
-
воспитывать познавательный интерес и самостоятельность в получении знаний.
Такой подход к обучению позволяет формировать
деятельностную компетенцию, которая включает элементы логической,
методологической учебной деятельности, формирует умение делать
целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения
учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.
Я убеждена, что современный учитель должен обладать
большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой
личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую профессиональную
компетентность, решить одну из главных проблем российской школы - обеспечить
инновационный путь развития страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий