воскресенье, 12 октября 2014 г.


Выступление на районном семинаре учителей физики


Современные образовательные технология как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
 Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. 
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
·                      предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
·                      формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система


Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Технология проблемного обучения, используемая физики,  позволяет применять различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего я сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения позволяет использовать множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, семинар, лекции, практические и лабораторные работы, кружковые, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. 
Особенно активным методом работы на уроке являются деловая игра, защита творческих проектов,  использование нестандартных уроков, например, урок-путешествие.
На таких уроках создаются проблемные ситуации, где учащиеся самостоятельно находят решение. Такие ситуации способствуют подготовке учащихся к активной  деятельности на производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются новыми фактами.
На таких уроках учащиеся учатся упорядочивать свои знания, организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, определять, вычислять  проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Благодаря целенаправленному применению проблемного обучения, дети учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, картами, схемами, графиками. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой, - таким образом формируются ключевые компетенции обучающихся.
При этом главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций  учащихся как условия, обеспечивающего качественное усвоение программы». 
Практика работы показывает, что наиболее эффективной формой проблемного обучения является вовлечении учащихся в проектную деятельность. Так на уроке физики, изучая тему «Молекулярно-кинетическая теория»,  я использую форму защиты проекта.
Цели урока: - дать определение основным понятиям;
- познакомить с биографией ученых и научными открытиями;
- познакомить с математическими формулировками;
- научить применять полученные знания при решении задач, составлять собственные задачи исходя из жизненных ситуаций, доказывать и отстаивать свое мнение;
- воспитывать познавательный интерес и самостоятельность в получении знаний.
 Такой подход к обучению позволяет формировать деятельностную  компетенцию, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности,  формирует умение делать целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.
Я убеждена, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую профессиональную компетентность, решить одну из главных проблем российской школы - обеспечить инновационный путь развития страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий